Герман Гессе - "Игра в бисер" (Аудиокнига)
Перед вами - книга, без которой немыслима вся культура постмодернизма Европы - в литературе, в кино, в театре.
Важно одно - идут годы и десятилетия, а изысканной, болезненной и эзотеричной "игре в бисер" по-прежнему нет конца. Ибо такова игра, в которую играют лучшие из людей...
«Игра в бисер» (нем. Das Glasperlenspiel) — последний и главный роман немецко-швейцарского писателя Германа Гессе, над которым он работал с 1931 по 1942 год (книга была закончена 29 апреля 1942 года). Впервые роман опубликован 18 ноября 1943 года в цюрихском издательстве «Фретц и Васмут» (Fretz & Wasmuth) в двух томах. В 1946 году Гессе был награждён Нобелевской премией по литературе в том числе за это произведение.
Главный герой книги — Йозеф Кнехт. Его титул — Мастер игры (лат. Magister Ludi). Термин Magister Ludi — это каламбур: 'ludus' на латинском языке может означать как «игра», так и «школа». Таким образом, Magister Ludi может означать как «Мастер игры», так и «школьный учитель».
Язык «Игры в бисер» — кульминация комбинации музыки и математики. Роман Гессе — это философское эссе, замаскированное под сюрреалистический роман.
Скачать аудиокнигу «Игра в бисер» часть 1
Скачать аудиокнигу «Игра в бисер» часть 2
чтобы прослушать аудиокнигу неоходимо разархивировать архиватором RAR
Правила игры в Бисер
По своей природе «Игра в бисер» - загадка, с которой Гессе предложил "поиграться" потомкам-читателям. Поэтому имеет смысл привести несколько вариантов для сравнения и, собственно, Игры.
1. «Игра в бисер» — это некая (фиктивная) игра.
В романе не приводится точного описания правил игры. Они настолько сложны, что наглядно представить их практически невозможно. Скорее всего, речь идет о некоем абстрактном синтезе всякого рода науки и искусства. Цель игры состоит в том, чтобы найти глубинную связь между предметами, которые относятся к совершенно разным на первый взгляд областям науки и искусства, а также выявить их теоретическое сходство. Например, концерт Баха представляется в виде математической формулы.
Название игры происходит от игровых костей, которые были похожи на костяшки счётов или на камни, которые используются для игры в го (в связи с чем, любители игры го считают, что го — прототип игры в бисер Гессе). Во времена, описываемые в романе, игровые кости уже не использовались, так как считались излишними. Игра проходила в виде высказывания абстрактных формул. «Хорошая партия» являлась результатом проявления высокого музыкального класса и математической элегантности игроков.
Концепция, лежащая в основе «игры в бисер», имеет много общего с универсальным языком Лейбница.
В качестве Отцов-Основателей игры в бисер Гессе упоминает «базельского шутника с одинаковой страстью влюбленного в музыку и математику». Речь идет о Карле Густаве Юнге, у ученика которого в свое время проходил анализ Гессе. Потому игру в бисер можно определить как особую манипуляцию с символическим, выстроенную по своим собственным законам. В качестве предшественников игры Гессе называет «Магический театр», свое собственное изобретение подробно описанное в «Степном волке» и являющее собой развитие идей Юнга об активном воображении.
2. "Классическая" проблема, с которой обычно сталкиваются читатели книги, - отсутствие понятной интерпретации игры в бисер: "как же это в конечном счете выглядело?" и "что в этом было особенного?". Известные направления в культуре могут проиллюстрировать лишь отдельные идеи Игры.
В частности, можно отталкиваться от следующих примеров:
- иллюстрация идеи метаязыка — поэзия как искусство сопряжения однотипных искусственных носителей (слов) по форме и ритму;
- иллюстрация идеи разножанровости — песня как искусство сопряжения разнотипных естественных носителей по содержанию, сознательному(смысл текста) и подсознательному(настроение мелодии);
Помимо них новая идея — идея Гессе — определение особого статуса разновидности игры "что на что похоже", которая постоянно описывается, но не приводится по существу, т.к. это игра будущего (и предполагает интерактивность):
- иллюстрация идеи сопряженности (и вовлечённости) — искусство как бесконечная игра взаимнобездонного творчества с выполнением простого формального правила
(постигаемой схожести формальных проекций пар некоторых шедевров разных культурных жанров
(с неявной претензией на содержательное единство всего мироздания
(надеясь на ответный ход Игры: "привлечь к себе любовь пространства, услышать будущего зов" (Б.Л.Пастернак))))
Соответственно, ответ читателям стоило бы построить из встречных сопряженных вопросов (в которых "сказать" хотело бы замениться на "выразить", но подумав осталось..)
- что хотели сказать игроки своей игрой?
- что хотел сказать автор своей книгой?
- что хотела сказать природа всем нам, организуясь по какому-то гармоническому, но не до конца понятному принципу?
Ярлыки: http://www.bloghttp://www.blogger.com/img/blank.gifger.com/img/blank.gif
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница