Небо над Берлином (фильм)
Небо над Берлином
Фильм потряс меня до глубины души. Он заставляет задуматься о тех вещах, что живут внутри меня, и тех, что меня окружают. Мне кажется этот фильм может изменить человечускую жизнь, а это уже говорит о его особенной ценности.1 часть архива,
2 часть
3 часть
4 часть
5часть архива
Два ангела, бесплотные и невидимые среди людей, тысячелетиями летают над Землей, кружатся в небе над Берлином. Лишь дети могут видеть их – но детям ведь никто не верит. Им неведома смерть, но они не знают и любви. Их мир – все оттенки холодного серого цвета, их речь – поэтические и философские размышления. Они могут лишь наблюдать за человеческими радостями и печалями, но незримая стена между ангелами и людьми прочнее сделанной из самого прочного камня. Прочнее Берлинской стены – уродливого сооружения, разрезавшего город по живому и во время создания фильма казавшегося незыблемым на века (хотя оставалось всего три года до ее уничтожения и воссоединения двух Берлинов – так сама жизнь довершила метафору режиссера).
Как стена разделяла людей Востока и Запада, не давая им соприкасаться (даже к самой стене режиссеру запретили приближаться, поэтому для съемок пришлось строить копию одного из ее фрагментов), так устройство мира не давало ангелам возможности почувствовать себя людьми, ощутить вкус земной жизни. Но однажды купол цирка стал для одного из ангелов важнее небесного свода – там увидел он воздушную гимнастку и решился променять вечность бессмертия на краткий миг земной любви…
Вим Вендерс посвятил фильм трем «ангелам кино» – Андрею Тарковскому, Ясудзиро Одзу и Франсуа Трюффо, великим режиссерам из России, Японии и Франции (к моменту выхода фильма на экраны эпитет «ангелы», выбранный Вендерсом, приобрел печальный смысл: ни одного из них уже не было в живых). А художником, непосредственно вдохновившим режиссера и сценариста (австрийского писателя Петера Хандке) на создание фильма, стал знаменитый поэт Райнер Мария Рильке, создавший образы ангела и куклы:
Ангел и кукла: вот и представленье.
Тогда, конечно, воссоединится
То, что раздваивали мы. Возникнет
Круговорот вселенский, подчинив
Себе любое время года.
(Райнер Мария Рильке. «Дуинские элегии». Перевод с немецкого В. Б. Микушевича).
Кадры | ||
Фильм «Небо над Берлином» надо посмотреть не потому, что он вошел во все современные учебники кинематографа, о нем написаны статьи и книги, защищены дипломы и диссертации. Не потому, что он получил десятки престижных кинонаград. Не потому, что современные европейские фильмы полны цитат из «Неба над Берлином». Не потому, что его считают началом взлета карьеры культового музыканта Ника Кейва. А просто потому… но разве вам еще не захотелось его посмотреть?
Сюжет
Два ангела — Дамиэль и Кассиэль, одни из многих таких же, как они — читают сокровенные мысли людей, наслаждаются своей свободой и одновременно немного завидуют смертным, но обречены на бессмертие. В мире ангелов нет времени и нет физических ощущений, а есть лишь дух и мысль. Полюбив цирковую акробатку Марион, Дамиэль выбирает невечную земную любовь и жизнь, со всеми слабостями и несовершенством.
О фильме
Вим Вендерс вместе со своим любимым соавтором, австрийским писателем и режиссёром Петером Хандке снял один из своих лучших фильмов — личный и эпичный одновременно. В 1993 году он сделал продолжение этой истории «Так далеко, так близко!», где на землю спускается второй его герой — ангел Кассиэль.
У фильма есть ремейк 1998 года — «Город ангелов» режиссёра Брэда Силберлинга (англ. Brad Silberling).
В декабре 2009 года на немецком канале «Sat.1»[1] вышел ещё один, на этот раз телевизионный, ремейк фильма под названием «Ангел ищет любовь»[2]. В отличие от оригинального фильма, в этом ремейке история закончилась хэппи-эндом.
- Первые 90 минут фильма – черно-белые, потому что ангелы видят лишь различные оттенки серого. Фильм становится цветным одновременно с падением на Землю Дамиэля. Одновременно с падением меняется и речь Дамиэля – с высокого «ангельского» штиля он переходит на обычную речь.
- Все черно-белые сцены были сняты через специальный фильтр, который оператор Анри Алекан соорудил из чулка своей бабушки.
- Цирк «Алекан» был назван в честь оператора Анри Алекана.
- Когда появляется Питер Фальк, бегущие за ним дети кричат «Коломбо! Коломбо!», намекая на самую популярную роль актера – детектива Коломбо.
- Вендерсу не разрешили снимать у настоящей Берлинской стены. Пришлось построить декорацию; первый вариант «стены» был разрушен дождем, потому что конструктор обманул продюсеров и построил ее из дерева.
- В этом фильме имеется эпизодическое появление Вима Вендерса: он играет члена съемочной группы в сцене, где ангел Кассиэль наблюдает за съемками фильма с Питером Фальком.
- Сцена, в которой герой Отто Зандера (белокурый ангел Кассиэль) мрачно едет на автобусе, обхватив руками голову, снята так потому, что в день съемок у него обнаружилась большая проплешина, которую не мог скрыть никакой грим.
Награды
- 1987 — Каннский кинофестиваль
- Лучший режиссёр — Вим Вендерс
- 1988 — Премия European Film Awards
- Лучший режиссёр — Вим Вендерс
- Лучший актёр второго плана — Курт Буа
- 1988 — Премия German Film Awards
- Выдающийся художественный фильм
- Выдающийся вклад в операторское искусство — Анри Алькан
- 1989 — Премия «Независимый дух»
- Лучший иностранный фильм — Вим Вендерс
Номинации
- 1989 — Премия BAFTA
- Лучший фильм не на английском языке — Вим Вендерс, Анатоль Дауман
- 1988 — Премия «Сезар»
- Лучший иностранный фильм — Вим Вендерс
- 1987 — Каннский кинофестиваль
- 1988 — Премия European Film Awards
- Лучший оператор — Анри Алькан
- Лучший фильм — Вим Вендерс, Анатоль Дауман
- 1989 — Премия German Film Awards
- Специальный приз к 40-й годовщине ФРГ — Вим Вендерс
Комментарии: 0:
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница